header

Монголия, в поисках ветра

ARTICLE INDEX

6.08
Дорога на Цаган-Нур, последний населенный пункт перед границей, идет через Улгий, обходя с юга горный массив. Есть и другая, через горы, на 50 км короче. Отступать от уже сложившейся традиции нельзя, едем второй дорогой. У живописной скалы, где вчера мы пытались найти месторождение мориона, на пикничок устроилась группа туристов-европейцев. Подъехали к ним, прошу показать прямую дорогу на Цаган-Нур. Проводники рассказывают, как и где надо свернуть с главной дороги, а старичок-турист, решив подколоть, показывает прямое направление через скалы: "It's so easy!" Примерно так и поехали, как он сказал. Оказалось вовсе не «изи»: на высохшей горной речке поймал днищем такой булыжник, что машина подпрыгнула, скрежет отдался в мозгах, как будто голова была зажата между тем камнем и днищем. Наконец, миновали самую высокую точку, безымянный перевал высотой 2671 метр, и стали спускаться в долину озера Дунд. Озеро небольшое, всего 5 км длинной и чуть больше километра шириной, находится на высоте 2100 метров над уровнем моря. Это самое высокогорное озеро, на котором нам удалось побывать. Ночевать решили на нем, по крайней мере, комаров не должно быть. Пока обследовали побережье, с гор пришла гроза, посверкав немного, успокоилась, но ветер продолжал дуть. Решил воспользоваться, последний день в Монголии должен оставить в памяти добрые впечатления. Запуститься по-тихому не удалось, из соседних юрт набежали зрители, но как только кайт взмыл в воздух, зрители сами пустились наутек – слишком уж крепко дуло, и кайт был резв. Долго катать не смог, слишком утомительно. Ветер приходит порывами, стреляет как из пушки - сказываются малые размеры озера и высокие горы окружающие его. Через полчаса сажаю кайт. Народ снова разбегается, лишь только показываю рукой. Но как только кайт оказывается на земле, бегут помощники. Всем хочется поучаствовать. Две девочки, например, пока я сворачивал кайт, успели выбрать стропы и смотать их в кольцо. Все как учили, аркан – в кольцо. Ребятишек собралось много, а у нас последние две игрушки. Отдать кому-то, обидеть других. Так и увозим их назад домой. На ночевку встали у северо-восточного берега, под живописными скалами. Едва поставили палатку, пришла новая гроза с крепким ветром. Пришлось таскать камни, закреплять тент. К вечеру все успокоилось. Закат встречать полез на скалы, пейзажи удались на пятерку.

mongol110 mongol111

mongol112

7.08
Последняя ночь в Монголии прошла без приключений, разве что не жарко было на высоте 2100 метров. До границы не более 40 км, завтракаем, не торопясь собираемся. Перед Цаган-Нуром пришлось пересечь речку, после вчерашних ливней она вспухла, течение было сильным. В Цаган-Нуре нас остановил мотоциклист. Предложил пообедать, попить чаю, потом проводить до границы. Сказал, что мы самостоятельно дороги не найдем. Ну да, как же мы до сих пор не заблудились? Видать, это его бизнес. На КПП ждали долго, перед нами два автобуса Казахстан-Монголия, подъезжает третий, его запускают вперед нас. Опять ждем. Молодой пограничник просит литр моторного масла, потом увидев пластиковую канистру, просит ее. Масла не дал, - в России, на ближайшем сервисе буду менять сам. Канистру не отдал тоже, нам еще до дома пять дней ходу. Да и за пропущенный вперед автобус вообще ничего бы не дал! На российский КПП мы все-таки опоздали, - ворота перед носом закрыли на замок, обед. Ждать час, ставлю чай, обедаем тоже. Казах, что проводил санитарную обработку машины, ушел в горы, повернувшись лицом куда-то на восток-северо-восток, совершает намаз. Ради любопытства ищу в навигаторе Мекку, оказывается ему надо довернуть левее градусов на сорок. Нашел в горах заметный ориентир, показал казаху направление. Теперь у него все будет по правилам. Границу прошли без проблем. Среди дежурных вопросов был и вопрос о свежем мясе, рыбе. Уже потом, по дороге домой подумал: «А что, выходит соленую или копченую рыбу провозить можно?» Жаль, что не спросил…
Горный Алтай оказался очень красив, нам показалось, красивее Монголии: Курайская степь, белые вершины Чуйского хребта, красавица Чуя, перевал Чике-Таман. Видать, соскучились по родным пейзажам. Заночевали возле села Шашикман в уютном кемпинге «АиЛ» за 1400 рублей, включая баню. После Семинского перевала сказка закончилась, дальше – обычная дорога домой.
Уже в конце пути, за день до дома, разболелся зуб. Из-за головной боли, хронической усталости и желания поскорей оказаться дома, начал косячить: обгоняя фуру, чуть не залетел под встречный грузовичек, издали перепутав его с такой же фурой и неправильно оценив расстояние. Впору было стирать штаны. Часом позже, не желая тащиться за длинномером, выскочил со стоянки у него перед носом. Думал, топну, и улечу вперед. Что-то не топнулось, машина никак не разгонялась, топливная система от монгольского бензина подзасорилась. Удирал от него медленно, под звук паровозного гудка и матюки дальнобойщика. Хорошо, что час назад не стал стирать штаны…

mongol113 mongol114

Тесты снаряжения

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Prev Next